Налог на обувь - вводить или не вводить

16 ноября. FINMARKET.RU - До 20 ноября правительство РФ должно представить свои предложения о целесообразности введения в России утилизационного сбора на обувь. Такое поручение от президента кабинет министров получил еще в конце сентября.

Первым об идее утилизационного сбора на обувь заявил Российский союз кожевников и обувщиков. По словам гендиректора союза Александры Андрунакиевич, 80% обувного рынка России сегодня занимает импортная продукция, при этом 65% - это всевозможные синтетические заменители обуви по цене $4,5 за пару. "По такой цене не может быть хорошей обуви, - считает А.Андрунакиевич. - Она носится максимум один сезон, а затем выбрасывается и засоряет природу".

В Минпромторге "Российской газете" сообщили, что на данный момент вопрос еще на стадии проработки.

Пилотный проект по маркировке обуви планируется запустить уже в следующем году. Однако, в Минпромторге добавили, что сначала нужно ввести маркировку, а затем уже думать над новым сбором. Как считают в министерстве, при введении системы маркировки обуви каждый участник рынка будет учтен и не сможет уклониться от уплаты утилизационного сбора, и в данной ситуации как раз может быть успешно применен механизм ФНС России, когда маркировка будет строго привязана к уплате утилизационного сбора.

Между тем опрошенные "РГ" эксперты считают, что мера эта вряд ли даст положительный эффект. Как отмечает проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, защитить природу таким образом вряд ли удастся, да и оградить отечественную обувную промышленность от недобросовестной иностранной конкуренции тоже. "Только прямые инвестиции помогут совершить прорыв в производстве нашей обуви", - считает эксперт.

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг отмечает, что если утилизационный сбор коснется только импортных производителей, то это не сможет стимулировать развитие отечественной легкой и, в частности, обувной промышленности.

"С введением утилизационного сбора, как и любого косвенного налога, повысится себестоимость продукции, - добавляет президент общественной организации "Деловые люди" Ольга Косец. - Готовы ли потребители, уровень доходов которых упал по сравнению с докризисным периодом, тратить больше на обувь? Вряд ли. А чем меньше будут покупать, тем хуже бизнесу, прежде всего отечественному".

По мнению декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшая школа экономики" Татьяны Комиссаровой, защитить потребителя и природу от некачественной продукции можно несколькими способами, в частности, введением техрегламентов, по которым таможня будет пропускать в РФ обувь, а также маркировкой или чипированием. "Тогда некачественный импортный товар будет отсекаться уже на границе", - констатирует Т.Комиссарова.